ГлавнаяРегистрацияВход ANNCHITOS
Суббота, 27.04.2024, 20:28
Форма входа
Меню сайта

























Предисловие

В вузах наряду с постоянной работой по улучшению качества подготовки молодых специалистов много внимания уделяется и вопросам социального плана, и, в первую очередь, состоянию здоровья учащейся молодежи.
Вот уже несколько лет в ТПУ разрабатывается Комплексная Программа развития университета на 2001-2005 г.г. Однако руководители вуза решили вопросы, связанные со здоровьем студентов, сделать приоритетными. Было принято решение о начале разработки системы управления уровнем качества условий учебы и здоровья студентов. Для реализации этих целей была сформирована группа специалистов, перед которой была поставлена первоочередная задача – изучить существующую организацию работ по охране труда в университете, выявить негативные моменты и определить их влияние на здоровье студентов. А также проанализировать уровень заболеваемости по университетам г. Томска и по факультетам политехнического университета. Следовало изучить и то, как изменяется уровень заболеваемости по курсам за 5 лет пребывания студентов в вузе. Эта группа в течение 2003 года должна была выявить основные виды патологий студентов и их причины, связанные с организацией учебного процесса. А также сделать предложения по устранению этих причин. Группа работала совместно с врачами межвузовской студенческой больницы. В ее распоряжение был предоставлен весь статистический материал по уровню и характеру заболеваемости студентов всех университетов г. Томска.
Исследовательская работа проводилась на базе политехнического университета. Была изучена ситуация со здоровьем студентов всех шести университетов г. Томска, а также организация работ по охране труда в них.

Что такое здоровье и как его измерить

Сначала рассмотрим, что следует понимать под терминами «здоровье» и «болезнь».
Понятия «здоровье» и «болезнь» тесно связаны друг с другом. Измерить здоровье и болезнь трудно, а границу между ними провести невозможно.
Болезнь – это понижение уровня «приятного», уровня душевного комфорта, связанного с тягостным ощущением тела или со страхом перед болью или смертью. Ощущения от здорового сильного тела («мышечная радость», как говорил Павлов) у всегда здорового человека редки. Он давно адаптировался и просто не замечает тела.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это определение гласит, что «здоровье» - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических дефектов.
Здоровье – это основная ценность человека

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень иерархической лестницы ценностей.
Состояние здоровья сказывается во всех сферах жизни людей. Здоровье оказывает огромное влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда, и, тем самым, на динамику экономического развития общества.
Оказывая влияние на различные стороны благосостояния, само здоровье формируется под значительным воздействием условий и всего уклада жизни людей (условий труда и учебы, питания, жилищных условий и т.п.).
Человек очень чувствителен ко всем факторам, формирующим санитарно-гигиенические, психофизические, эстетические, эргономические и др. условия. И, в первую очередь, во время его трудовой или учебной деятельности.

Ситуация со здоровьем в России

Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения и ЮНЕСКО, исследовавшие жизнеспособность различных наций и государств и оценивавшие ее по 5-балльной шкале, жизнеспособность только россиян еще в 1992-1993 годах оценили лишь в 1,4 балла. Считается, что это уровень, ниже которого наступает деградация нации. В течение последних 10 лет многие показатели здоровья населения РФ ухудшились. А ведь есть еще многие и многие страны, некоторые жители которых не могут похвастаться стопроцентным здоровьем.
Ухудшилось психическое здоровье населения. В 2000 году было зарегистрировано около 7 млн. человек с психическими расстройствами и расстройствами поведения. Обращает внимание значительный рост заболеваемости психозами, состояниями слабоумия, умственной отсталости, неврозами и психопатическими расстройствами. Высока эта заболеваемость среди пациентов детского и подросткового возраста. У 31% детей и у 50% подростков установлена умственная отсталость.
Многие исследователи отмечают, что нервно-психическими расстройствами страдают до 80% учащихся образовательных учреждений.
Представляет угрозу не только здоровью, но и социально-экономическому статусу страны наркомания и алкоголизм. Предполагается («Медицинская газета» от 01.03.2002) , что в ближайшее время примерно 25% юношей и 17% девушек могут стать контингентом наркодиспансеров и будут потеряны для страны как полноценные люди.
Россия «лидирует» и по потреблению алкоголя на душу населения. На душу населения, в пересчете на чистый спирт, у нас сейчас потребляется по 14 литров напитков. Это кроме пива, потребление которого на каждого жителя России приходится по 30 литров в год. Многие исследователи считают, что 55-60% школьников начинают пить пиво с 13 лет.
Россияне относятся также к одной из самых курящих наций. По данным НИЦ профилактической медицины РАМН, в России курят 63% мужчин в возрасте от 15 лет (44 миллиона) и 9,7% женщин (8 миллионов).
Значительно ухудшилось репродуктивное здоровье. 18-10% семейных пар бесплодны.

Возрастные изменения здоровья


Приводя впоследствии анализ состояния здоровья студентов университетов г.Томска, необходимо было учитывать и то состояние, с которым они пришли в вузы. Для этой цели мы решили воспользоваться рядом литературных источников, позволивших проследить динамику ухудшения состояния здоровья населения с момента рождения.
Так, в стране в настоящее время рождается здоровыми не более 4-10% детей. При этом регистрируется около 50 тысяч детей – инвалидов с детства. С 1991 года этот уровень увеличился в 9,7 раза.
Наблюдается прогрессирующее ухудшение физического развития детей, проявляющееся дефицитом массы тела, уменьшением его размеров, задержкой роста и полового созревания.
В течение дошкольного периода у 30-40% отмечаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
За время обучения в школе в 4-5 раз возрастают нарушения органов зрения, в 3 раза – опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, в 2 раза – функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, в 2,5 раза – заболевания крови, в 3 раза – аллергические заболевания, в 2,5 – 3 раза – гинекологические заболевания у девочек.
Установлено, что в среднем только по России у 45-50 % выпускников школ имеются серьезные морфофункциональные нарушения. А у 40-45% - различные хронические заболевания. При этом у каждого второго школьника отмечается несколько хронических заболеваний. До 80% учащихся имеют нервно-психические расстройства. Среди выпускников школ практически здоровыми считаются не более 5%(!).
Около 80% юношей по состоянию здоровья не годны к службе в армии.
Подростковая смертность почти сравнялась с темпами роста смертности пожилых людей.
Анализируя приведенные выше данные, можно сделать вывод, что на первый курс университетов поступает практически 100% юношей и девушек, имеющих те или иные дефекты здоровья. Причем до 20% из них имеют уже не одно, а несколько хронических заболеваний.

Общие причины возникновения заболеваний

Многообразие факторов, влияющих на состояние здоровья, чрезвычайно затрудняют оценку ведущих причин, от которых зависит тот или иной его уровень. Это в большей степени определяется тем, что отдельным возрастным, половым, профессиональным группам присущи социально-гигиенические особенности, определяющие те или иные показатели здоровья.
Чтобы охарактеризовать здоровье массы людей, используются количественные и качественные критерии, которые можно подвергнуть детальному статистическому анализу. При этом обычно исходят из обратного, т.е. изучают не отсутствие болезней у отдельных индивидов, а частоту распространения тех или иных заболеваний. Следовательно, критериями здоровья служат показатели заболеваемости. Именно к этому показателю, количеству случаев заболеваний в год, приходящемуся на 1000 наблюдаемых, мы в своем анализе и прибегли.
Считаем также необходимым остановиться на факторах, влияющих на здоровье.
Эксперты ВОЗ определили ориентировочные соотношения различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производных.
В нашей местности их значения выглядят следующим образом:
- генетические факторы – 15-20%;
- медицинское обеспечение – 10-15%;
- состояние окружающей среды – 20-25%;
- условия и образ жизни людей – 50-55%.

[size=10]Знакомясь с приведенными цифрами, мы видим, что самое основное влияние на здоровье человека оказывают условия и образ жизни. А из них наиболее негативны: наркомания, алкоголизм, курение, неупорядоченная сексуальная жизнь и недостаточная двигательная активность (гиподинамия).
Таким образом, по сути дела, здоровье человека, в том числе и студентов, в самой большей мере находится в руках самого человека. Это относится и к нашим студентам, которые, к сожалению, имею самую непосредственную приверженность к нездоровому образу жизни.


Следует также обратить пристальное внимание на влияние на здоровье состояния окружающей среды. Этот фактор уже не подконтролен студенту. Он зависит в большей мере от организации учебы и условий проживания в общежитиях. В первую очередь, это относится к санитарно-гигиеническим условиям, в которых проходит учебный процесс. От микроклимата в аудиториях и лабораториях (температуры, влажности, скорости перемещения потоков воздуха, от загрязненности атмосферы аудиторий парами, пылью и газами, от наличия различных видов излучений (электромагнитного, лазерного, ионизирующего), от уровня шума, параметров светового режима и т.д.
Таким образом, на здоровье студентов, включенных в учебный процесс, в самой большой мере влияют действия и привычки самих студентов и работы администрации учебного заведения по созданию нормальных условий учебы (санитарно-гигиенических, психофизических, эргономических, эстетических и социально-психологических).

Возрастные особенности заболеваемости












Класс заболеваний Взрослые Подростки Дети
Болезни органов дыхания 217 496 858
Болезни нервной системы 151 250 199
Болезни органов пищеварения 96 132 127
Травмы и отравления 84 101 87
Болезни костно-мышечной системы 90 90 50
Болезни эндокринной системы 35 60 31
Болезни мочеполовой системы 83 75 41
Болезни сердечно-сосудистой системы 167 27 16
Новообразования 37 4 4
Психические расстройства 54 59 34


 
Поиск
Copyright MyCorp © 2006